В старину лаврами назывались многолюдные монастыри, защищённые от нашествий захватчиков мощными крепостными стенами. Этот титул нужно было заслужить. Троице-Сергиевский мужской монастырь получил этот статус по указу российской императрицы Елизаветы в 1742 году.
Однако создан он был задолго до этого значимого в его биографии момента.
Историки определили, что датой основания монастыря можно считать 1337 год. Именно в это время на холме Маковец появился после многолетнего подвижничества в одиночестве Сергий Радонежский, а также примкнувший к нему брат Стефан. Объединившись с пришедшими сюда насельниками, они основали здесь Троице-Сергиев монастырь.
С самого начала он был чисто мужским. На небольшом участке земли братьями была построена деревянная церковь святой Троицы, воздвигнуто несколько келий.
Правильный уклад, поддержка княжеской власти, противостояние татаро-монгольским завоевателям сделали монастырь популярным во всех слоях населения. Именно здесь, в 1380 году, игумен Сергий Радонежский благословил на битву с Золотой Ордой московского князя Дмитрия Донского. Победа над полчищами Мамая на Куликом поле была переломной в противостоянии захватчикам.
Спустя двенадцать лет, 25 сентября 1392 года, преподобный Сергий оставил этот мир и был погребён у стен созданного им храма.
Татаро-монголы жестоко отомстили монастырю за противодействие, в 1408 году он был сожжён ханом Едигеем. Однако свято место пусто не бывает. В 1422 году примерно там же, где стоял сгоревший храм, построили новую, уже каменную, Троицкую церковь. Это было первое строение в монастыре, выполненное из камня.
В неё были перенесены мощи преподобного Сергия. Для оформления стен и сводов храма были приглашены известные иконописцы Д. Чёрный, А. Рублёв, создавший здесь своё бессмертное творение «Святая Троица».
Монастырь по-прежнему пользовался благосклонностью московских князей, затем царей. Здесь произошло крещение в младенчестве Ивана Грозного, который впоследствии часто посещал его для молебнов, щедро, выражаясь современным языком, спонсировал его.
В 1585 году было закончено масштабное по тем временам строительство Успенского собора. Хозяйство Троице-Сергиевого монастыря разрасталось; увеличилось количество поселений, собственные корабли с товаром вели торговлю с зарубежными странами, работал монастырский кирпичный завод.
Во все времена он был центром не только духовной жизни народа. Во времена войн с польско-литовскими захватчиками монастырь был осаждён в течение 16 месяцев. Редели ряды защитников, были разрушены стены, но храм-крепость не пропустила врага.
Царствующие особы, представители знатных фамилий были частыми гостями в Лавре. Здесь похоронены Воротынские и Оболенские, Глинские и Бельские, Годуновы, а также многие патриархи и архиереи.
После революции 1917 года наступили тяжёлые времена для обитателей монастыря. В апреле двадцатого года было проведено последнее богослужение. Он был закрыт, начался период запущения.
За годы советской власти было уничтожено, разрушено множество ценностей, хранившихся в Лавре, были сброшены и переплавлены церковные колокола. В девяностых годах прошлого века монастырский ансамбль после ряда реставрационных работ стал приобретать свой привычный облик.
Что посмотреть
Сейчас обновленная Троице-Сергиева Лавра привлекает внимание паломников и туристов по разным причинам. Одни стремятся помолиться, попросить помощи у гробницы преподобного Сергия Радонежского, другие – полюбоваться красотой церковной архитектуры.
Назовём самые примечательные храмы на территории Лавры:
- Свято-Троицкий собор;
- церковь Сошествия Святого Духа;
- храм Никона Радонежского;
- Успенский собор;
- церковь Савватия и Зосимы Соловецких;
- Трапезная церковь (церковь Сергия);
- храм Рождества Иоанна Предтечи;
- церковь явления Пресвятой Богородицы;
- храм Смоленской иконы Божьей Матери;
- Успенская часовня;
- Серапионова палатка.
Также большой интерес вызывает фамильная усыпальница семьи Годуновых. Она расположена в отдельно стоящем строении на территории монастыря.
Для представителей царской династии, конкретно, царя Алексея Михайловича, частенько приезжавшего сюда со своей многочисленной свитой, был построен Царский Чертог. Двухэтажный корпус был удачно смонтирован с церковью Покрова Божией Матери. Оригинальное оформление его фасада также привлекает внимание гостей Лавры.
Центральным по значимости храмом Лавры является Свято-Троицкий собор. Сюда изначально устремляются паломники и туристы, посетители монастыря. На южной стороны рядом с иконостасом расположена рака с мощами Сергия Радонежского.
Гробница – произведение искусных русских мастеров-чеканщиков, сделанное в XVI веке по приказу Ивана Грозного.
В пятиярусном иконостасе находятся старинные иконы, написанные при построении церкви. Среди них можно упомянуть уже названную икону «Святой Троицы», а также «Спаса Нерукотворного», «Спаса на престоле» работы мастера-иконописца Симона Ушакова.
В Серапионовой палатке большой интерес вызывает икона Явления Богородицы Сергию Радонежскому. Она, согласно легенде, размещена в том же месте, где совершилось это чудодейственное событие.
В Успенском соборе посетители могут увидеть деревянный гроб, в котором лежали мощи преставившегося Сергия до 1585 года.
Троице-Сергиевой Лавре принадлежит одно достижение: именно здесь на местной колокольне установлен и действует самый большой в России колокол. Предшественник нынешнего, весил 65 тонн. Он был сделан по царственному указу Елизаветы Петровны.
В годы антирелигиозной кампании советской власти этот колокол был сброшен, он раскололся от удара. В 2004 году новый колокол ещё больших размеров, весом 72 тонны, был произведён на Балтийском судостроительном заводе. В мае этого же года он начал радовать своим благовестом Лавру и его окрестности.